Сочи город приморский и многонациональный, и к его полиэтничности жители привыкают с детства. На грани веков 19 и 20 на территории современного Большого Сочи проживали и персы, и турки, и молдаване, и эстонцы. Но в ходе естественного отбора «местными» стали четыре народа – русские, армяне, греки и грузины. Плюс адыги (черкесы) в Лазаревском районе, но они были «местными» задолго до первых четырёх.

С Олимпийскими объектами Сочи обзаводится и новыми «местными» народами. Об этом свидетельствуют два факта, бросившиеся мне в глаза. Первый – это рекламный щит недалеко от моего дома, предлагающий задёшево слетать в Душанбе. Раньше из стран СНГ рейсы были только в Ереван, мы сочинские армяне полюбили в последнее десятилетие навещать историческую родину в экскурсионных целях.

А второй факт, заставил меня позорно смеяться в голос, чем вызвал недоумение у продавщицы магазина аудио и видео дисков в суперсовременном адлерском торговом центре «Новый век». На самом видном месте за сто тридцать рублей дожидалась сентиментального покупателя «Коллекция мелодрам «3 в 1» от создателей «Фатима и Зухра». А название одного из фильмов, может стать темой для исследования этнического психолога «Жизнь прекрасна или киллер поневоле».
Адлер
Если ещё несколько лет назад Адлер ночью из самолёта с высоты птичьего полёта больше походил на большой приморский посёлок, то теперь
Адлер
он полноправно может именоваться city. Многоэтажные здания пробиваются ввысь из зарослей кипарисов, мини-гостиниц и торговых палаток.
Адлер
Адлер
Адлер уже не Мекка для людей, добирающихся до места отдыха в плацкартных вагонах поездов с проводницами-татарками; Адлер сегодня «курорт» строителей. Трубопрокладчики, мостостроители, прочие квалифицированные и неквалифицированные строители из разных регионов России и стран СНГ увеличили население Адлера, мне кажется, где-то вдвое.

Спускаясь по своей улице вечером к морю, я приметил лишь две пары отдыхающих. Зато рабочие (здесь разделяют два вида строителей: инженеры (квалифицированные) и рабочие (неквалифицированные)) шли вереницами к прибрежным кафешкам, ища расслабления после тяжёлого дня.

Дежурный вопрос при встрече двух знакомых: «Сколько отдыхающих держишь?», сменился на: «Сколько рабочих у тебя живёт?». Сдавать комнаты и номера рабочим выгоднее, они живут круглый год, и раз заключив договор с какой-либо строительной компанией, более нет необходимости задумываться о заполнении жильцами домов и мини-гостиниц.


Ещё происходящее здесь можно сравнить с «мыльным пузырём». Идёт огромный поток денег и их осваивают. Чем больше денег, тем больше строят. Все строят и строят, делают из двухэтажных домов трёх, мини-гостиницы становятся макси, магазинчики дорастают до магазинов. И в тот день, когда в Адлер поступит последний денежный перевод, возникнет вопрос для кого всё это строили.

Ну, большинство олимпийских объектов (особенно в горах) будут востребованы любителями зимних видов спорта, а всё остальное, думаю, будет простаивать. Строительные компании уедут, увезут свой персонал, и освободится огромное количество жилых и торговых площадей. И тогда снова ждём отдыхающих-плацкартников, но вряд ли они смогут своими бледными телами восполнить экономические потери от оттока инженеров и рабочих.

Источник: С.Султанян
Использованы фотографии nutka-a-a