Мы рассмотрим общепринятую и устоявшуюся на Черноморском побережье Кубани систему взаимодействия антропогенных факторов с окружающей средой, неминуемо приводящую к драматическим последствиям и колоссальному ущербу на примере чрезвычайной ситуации, возникшей в микрорайоне Чайсовхоз – одной из административных единиц города-курорта Сочи, наиболее пострадавшей в результате наводнения, вызванного паводком в бассейне реки с известным на всю страну благозвучным названием Херота.
Что такое Чайсовхоз? Это расположенная на характерной для региона гористой местности территория, возвышенности вокруг которой по форме вокруг напоминают чашу с речной системой, вписанной в наиболее низкие участки рельефа. При этом русло реки Херота на выходе из горловины проходит справа, а единственная дорога в сторону моря – улица имени Николая Францевича Гастелло, по которой прошел основной вал воды, вне ствола реки соответственно слева. Воды было много, её ход столь интенсивен, что с точки зрения общественности официальная версия озвученная властями была поставлена очевидцами и участниками событий под сомнение:
Одной из основных устных версий, как в случае с трагическими событиями в городе Крымск – катастрофический сброс воды Неберджаевского водохранилища, так и в случае с затоплением территории района Сочи – сброс воды из водохранилища, называемого Серебряным озером.
Это скорее психологический момент. Людям очень удобно принять на веру несложную теорию с вполне очевидным виновным, халатные либо преступные действия которого привели к наступлению определенных последствий, но мы рассмотрим большее количество факторов.
Плотина устроена в верхнем течении притока первого порядка реки Херота, реки Малая Херота:
В советское время эта низкоподъемная водонапорная плотина являлась частью группы гидротехнических сооружений, рассредоточенных не только по ходу течения в стволе речной системы Хероты, но и на притоках. Несла функцию сугубо утилитарную, в том числе как раз таки демпфирования паводковых явлений в роли гидроаккумулятора. На фото тело плотины, вид снизу. Никаких следов катастрофического перелива нет, плотина не пострадала:
Внешний осмотр бетонного лотка паводкового водосброса с гребня плотины Серебряное озеро говорит о том, что водохранилище на момент выпадения интенсивного количества осадков было полным, по нему шла вода, но в штатном режиме, без разлива:
Во время паводка шахтный водосброс, представляющий собой перепускную систему с выходом в виде колодца активно работал. Об интенсивности прохода воды можно судить по смытому в плоскости створа верхнего края устройства грунту:
Обратите внимание, что размывы грунта не выходят за границы створа и не превышают уровень наивысшей отметки границ выпуска сброса воды, что говорит о штатной работе гидротехнического узла и отсутствии катастрофической ситуации с телом плотины:
Интенсивность хода воды действительно была предельно высока, так как здесь и далее по руслу Малой Хероты уровень потока, заданный выпуском с водохранилища, не снижается и зафиксирован смытым до более плотных сложений плодородным грунтом:
Вниз по ходу течения от плотины и далее русло реки заужено и начинается первое место с застройкой русла подпорными стенами. Большая вода в эту теснину уже не поместилась, и начало наводнения в пойме Малой Хероты можно отметить с первого же моста, расположенного в сотне метров от гидротехнического узла:
Естественная ширина поймы рек Малой и Большой Хероты в мирное советское время традиционно составляла от пятидесяти и более метров, застройке не подвергалась, поскольку опасность выпадения большого количества осадков в субтропических предгорьях Кавказа недооценивалась редко, а нормативная документация того времени достаточно жестко регламентировала взаимоотношения социалистической собственности с природой. Но главное, имела место быть некоторая неотвратимость наказания за наступление последствий, в случае недооценки этих самых особенностей и строительного самодурства, а от ответственности уйти было значительно тяжелее, нежели в наше время.
Кусок бетонной стены в русле реки находится там не случайно, это остаток разрушенной плотины, призванной демпфировать паводок и аккумулировать воду, исключая возможность набирать скорость хода:
По широкой пойме большая вода ушла по руслу Малой Хероты к месту слияния рек:
Широкая пойма рек и полноценная работа гидротехнический сооружений крайне важна для жителей долин, окруженных возвышенностями, особенно, если на выходах к морю рельеф формирует естественные "бутылочные горлышки", так как в таком случае вероятность перехода от значительного паводка к наводнению значительно ниже. Именно для этого и существует документация, регламентирующая ведение хозяйственной деятельности в охранной зоне рек.
Вот русло Большой Хероты до слияния с Малой Херотой в месте, где вода спокойно прошла не причинив ущерба. Обратите внимание на левую часть кадра, где характерно завалена растительность. Над точкой съемки высота паводкового потока достигала полутора метров в высоту, но в этом месте разрушений не наблюдается именно ввиду отсутствия каких бы то ни было предметов для разрушения:
Расположенный в междуречье Большой и Малой Хероты ручей, даже не отмеченный на общедоступных картах, вышел из берегов и расширил себе русло, что наглядно демонстрирует нешуточный уровень осадков в целом:
На этом ручье уже отмечается размыв построек притом, что территории его водосбора никак не связаны с реками, и это ответ на вопрос о количестве осадков. Но каких построек? Правильно. Расположенных на "отвоеванных" в худших советских традициях у природы пространствах, полученных путем отсыпки гравийно-песчаной смеси в его пойменной зоне:
Дальше больше. Мы находим удивительное берегозащитное сооружение, основным предназначением которого является формирование придомовых территорий – читай земельного участка, для отдельно стоящих свежепостроенных многоэтажных зданий и комплексов многоэтажных зданий с жилыми помещениями в месте, где их совсем не должно быть.
Нет, не в каких-то там границах охранной зоны реки, а непосредственно в пойме реки Большая Херота и собственно говоря вместо той самой широкой поймы. Как следствие, для обеспечения транспортной доступности был возведен комплекс сооружений, включающий в себя струенаправляющие дамбы, спрямление русла, береговые укрепления, собственно мост и подходы к нему в пределах бывшей речной поймы на территориях, отважно отвоеванных у реки. Как это выглядит:
Идущий по всей ширине естественной нетронутой безумными застройщиками пойме реки Большая Херота, гребень паводка встречается с сужающими и направляющими его в рукотворную теснину под мост дамбами.
Технические решения и габаритные характеристики самого моста и мостового сооружения вообще обоснованно ставят под сомнение качество и соответствие проектных решений местным условиям. В принципе, под сомнением существование и самого проекта как проекта, прошедшего согласование и экспертизу в надзорных ведомствах.
Зауженный берегозащитными сооружениями остаток русла реки в совокупности с низкой высотой моста не обеспечил проход воды в объеме, прохождение которого по широкой исторической пойме реки Большая Херота не имело до этого катастрофических последствий. Однако уже в этом месте, тем более что плавучий мусор выносимый течением предсказуемо забил узкое сечение просвета моста, тем самым закупорив русло на данном и без того стесненном участке, река вышла из берегов по-настоящему:
Именно эта теснина была запечатлена на широко известном видео, ошибочно воспринятым общественностью некой иллюстрацией истинной мощи неотвратимых сил природы, но никак не наглядным и показательным видеорядом освещения человеческой глупости и проектантства причастных, что в совокупности привело к столь драматическим последствиям.
С учетом особенностей высот рельефа, с значениями которых несложно ознакомиться самостоятельно, установив известное приложение Google, можно с высокой степенью вероятности предположить, что на данном участке реки уже присутствовал переток воды через жилые массивы по улице Петрозаводская из Малой Хероты, так же не поместившийся в верховья своего русла по тем же причинам, однако это по всей видимости влияло на ситуацию лишь в контексте высоты уровня затопления, но никак не стало решающим фактором:
К черту застройку поймы реки. Фундамент многоэтажного здания с жилыми помещениями можно вполне комфортно разместить в самом русле реки непосредственно, а балконы на ригелях вообще выпустить над рекой. Какие проблемы:
Замер габаритных характеристик данного мостового сооружения через русло реки Большая Херота с помощью прибора Leica DISTO D5 показал ширину в 7,5 метра в узком просвете между берегозащитных стен, высоту от нижней отметки тела моста до уровня воды 3,4 метра притом, что дно для увеличения скорости течения забетонировано не было:
Для сравнения, советский мост через русло Малой Хероты при высоте до отметки воды в 2,5 шириной 18,5 метра. Советские зодчие относились к бассейну реки Херота с присущей им подозрительностью, опирались в расчетах при проектировании на объективные данные и требования СНиП:
Ширина русла, забранного в бетонные берега 27,8 метра. Да, оно заилено и не очищалось. Но каков был размах инженерной мысли понимающих в расчетах людей:
Далее поток по руслу Большой Хероты, после слияния, несет смытые в результате разлива над перегороженным в зауженном застройщиками поймы реки местом вниз по старому руслу уже вместе с автомобилями и прочими материальными ценностями всякое:
Но лишь до следующего масштабного завала:
И надо полностью отдавать себе отчет в том, что при движении в сторону устья объем стока при постоянной подпитке осадками стремительно увеличивается, формируя гребень паводка, формируя в предсказуемых местах завалы:
Откуда этот очередной завал?
>Почему утонул Сочи. Настоящая Херота. Изучение обстоятельств драматических событий. Выводы.
Источник: ree4.livejournal.com